«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ОПЕРЕТТА!»
Оперетта Бориса АЛЕКСАНДРОВА «Свадьба в Малиновке» была хитом в репертуаре театров музкомедии. Поэтому создатели одноименного фильма не сильно рисковали и рассчитывали только на успех.
Титры: «СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ» «Ленфильм», 1967 год. Режиссер-постановщик: Андрей Тутышкин. Автор сценария: Леонид Юхвид, Борис Александров. Композитор: Борис Александров. Оператор постановщик: Вячеслав Фастович. В ролях: Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Гелий Сысоев, Валентина Николаенко, Евгений Лебедев, Михаил Пуговкин, Зоя Федорова, |
|
Тамара Носова, Михаил Водяной, Николай Сличенко, Андрей Абрикосов, Григорий Абрикосов. |
КАК ПЕСКИ СТАЛИ МАЛИНОВКОЙ
Снимали картину на Полтавщине, в селе Пески. Кстати сказать, на Украине сотни Малиновок и почти каждая с момента выхода фильма до сих пор претендует на звание «той самой». Была одна Малиновка и недалеко от места съемок, но в ней не нашлось положенной по сюжету помещичьей усадьбы Село же Пески, раскинувшееся на живописных холмах, пленило режиссера и оператора: снимай - не хочу. А жили киношники там же, в настоящих украинских мазанках с глиняными полами. Шутки рождались непосредственно на съемочной площадке.
«В зависимости от ситуации в текст сценария постоянно вносили изменения, потому что остановить искрометную импровизацию, скажем, Зои ФЕДОРОВОЙ или Евгения ЛЕБЕДЕВА было просто невозможно», - вспоминает Гелий СЫСОЕВ (Андрейка).
В массовых сценах «Свадьбы...» с большим удовольствием снимались сельчане. Не обошлось без казусов. «На съемки мы выезжали очень рано - в шесть утра. Но зрители поднимались еще раньше! - улыбается Гелий Борисович. – Однажды председатель колхоза упал в ноги режиссеру ТУТЫШКИНУ: «Андрей Петрович, у меня некому работать! Вси тикають смотреть, шо у вас тут робиться! Либо вы нам давайте Сличенку - пускай он у нас весь вечер поет, либо...» По отзывам актеров, съемочная группа работала слаженно, несмотря на разницу в возрасте и положении.
ЭКСТРЕМАЛЫ - ЛЮБИТЕЛИ
Многим актерам, занятым в фильме, пришлась овладевать новыми профессиями. Скажем, Михаил ВОДЯНОЙ (Попандопуло), боявшийся лошадей, должен был превратиться в умелого наездника. Многочисленные уроки верховой езды ни к чему не привели: актер по-прежнему еле держался в седле. Поэтому во время сьемок погони Попандопуло за Андрейкой у Михаила Водяного были просто-напросто связаны ноги под брюхом у лошади. На репетициях все шло нормально, но после команды «Мотор!» конь актера перешел в галоп - и горе-наездник перевернулся и повис вниз головой.
Михаилу ПУГОВКИНУ (Яшка-артиллерист) довелось помучиться тоже изрядно: его персонаж на экране должен был лихо отплясывать. Сам танец в фильме длится всего минуту, но на репетиции ушло несколько дней - искусство хореографии никак не давалось актеру. В конце концов, директор картины отыскал Пуговкину дублера - профессионального исполнителя народных танцев. Но Михаил, обиженный недоверием, взял себя в руки и справился с задачей. Когда фильм вышел директор бросился обнимать артиста: «Это твоя лучшая роль!»
ПЫЛКИЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ
Одним из ярких романтичных героев «Свадьбы в Малиновке» стал Андрейка в исполнении ленинградского актера Гелия Сысоева. «Я как раз только начал работать в кино, и довольно-таки успешно – сыграл главную роль у Иосифа ХЕЙФИЦА в «Горизонте». И вдруг меня приглашают на пробы, - вспоминает Гелий Борисович, - Сначала хотели дать роль Яшки-артиллериста, но, в конце концов, я стал Андрейкой. Роль Яринки досталась Ларисе ГОЛУБКИНОЙ. Мне очень понравилось с ней работать, у нас был общий взгляд на сценарий, во время проб мы придумали много интересного. Но, к сожалению, Лариса отказалась от съемок. Для меня это было большой трагедией, и я тоже покинул площадку». На роль взяли другого актера, но что-то у него не получалось, и через некоторое время режиссер Андрей Тутышкин вновь вызвал Сысоева на переговоры. На встрече в ресторане «Астория» он наговорил молодому актеру комплиментов, после которых ему было неловко отказаться.
«Мне было уже под тридцать и гримерам пришлось повозиться с моей физиономией. Брили меня по нескольку раз в день: оператора смущала синева на лице», - вспоминает Сысоев. Многие сцены пришлось переснимать и перешивать костюмы Андрейки. Да и петь теперь ему надо было под фонограмму. Актер очень расстроился: у него был прекрасный голос, и он сам мечтал исполнять все вокальные партии. Но предыдущий исполнитель роли таким талантом не обладал, а фонограмма уже была записана.
Во время съемок он очень подружился с Михаилом Водяным. «Интересно, как я познакомился с ним, - вспоминает актер. – Мое первое появление в селе. На встречу – Водяной, окруженный толпой ребятишек. Подхожу ближе, слышу: «На морском песочке я Марусю встретил…» После я спрашивал Мишу: «Зачем тебе нужны были эти дети?» Он: «Ты что, совсем?! Если они воспримут моего Попандопуло, то их родители обязательно будут хохотать!» Вечером прогуливаюсь… Слышу детский рев. Дородная украинка хлещет прутом хлопчика: «Я тебе покажу «в розовых чулочках целовал ей губки!» Так что первая реакция на работу Михаила Водяного была, да еще какая!» - вспоминает артист.
Премьера комедии была назначена на 24 апреля 1967 года в московском кинотеатре «Россия». Но именно в тот день сообщили о трагической гибели космонавта Владимира Комарова… Показ все же состоялся. Фильм имел оглушительный успех у зрителей, а вот критика встретила «Свадьбу в Малиновке» в штыки. И только время расставило все по своим местам.
Памятник Попандопуло (Б. Водяной) и бандиту Сметане (А. Смирнов),
героям фильма «Свадьба в Малиновке».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!